|
|
Почему они молчат?
Ребенок развивается, учится сначала ползать, потом садиться, вставать ходить, делиться игрушками.
Так проходит год, другой, третий, а малыш молчит. Но почему?
В каждой книге для родителей приведены параметры норм детской речи: ребенок в 3-5 месяцев должен гулить, к 8-10му месяцам жизни – лепетать («ав-ав», «би-би», «ва-ва»), к полутора годам – объединять простые слова в предложение («дай ням-ням»).
Читая такие нормы, родители «молчащих» детей приходят в тихий ужас…
8 главных проблем детской речи
К основным проблемам отсутствия (нарушения) речи маленьких детей специалисты относят такие факторы:
- Общая задержка развития
- Нарушение слуха
- Нарушение аппарата артикуляции (речевого аппарата)
- Нарушение мозгового кровоснабжения
- Нарушение фонематического восприятия речи
- Травмы и заболевания раннего детства
- Аутизм
- Эпилепсия
Кто поможет?
К полутора годам родителям стоит задуматься, все ли в порядке у ребенка с речью. Если речь малыша внезапно исчезла или просто к полутора годам он не произнес ни слова – это повод посетить нескольких важных специалистов.
- Сначала нужно обратиться к сурдологу, даже если в роддоме обязательный осмотр показал, что все хорошо. Заболевание могло произойти после этого скрининга, например, на ухо повлияло вирусное заболевание. Снова нужно выяснять, нет ли поражения звукового нерва, ощущает ли ребенок звук на речевых частотах. Исследование слуха осуществляется во время бодрствования или сна, оно не является болезненным: надевают наушники на малыша, и компьютер отслеживает реакцию маленького пациента на щелчки (звуковые раздражители).
- Если слух в порядке, следующий специалист – детский невролог. Он занимается таким тонким органом, как мозг. Задержка речи сама по себе еще ни о чем не говорит. Но этот доктор может предположить у малыша неврологические заболевания и, скорее всего, направит на ЭЭГ (во сне или в период бодрствования), а также может направить на ряд других анализов, порекомендовать посетить генетика, направить на МРТ.
- Логопед – еще один важный специалист данного обследования. Всезнающие соседки будут уверять вас, что логопеда посещают после 5 лет и только для того, чтобы избавиться от картавости или заикания. Это не так. Сфера возможностей специалиста этого профиля намного шире.
- Нейропсихолог – еще один значимы в нашем исследовании специалист, находка современных клиник. Его «юрисдикция» - неумение вашего чада дружить с другими детьми, его невнимательность, неусидчивость. В арсенале этого доктора – методы, которые позволяют анализировать и оценивать сильные и слабые стороны развития малыша, а также коррекция выявленных проблем. Например, один из методов нейропсихологии – вновь пройти уже пройденные вехи формирования психики ребенка, так сказать, «вернуться к истокам». Нередко мамам предлагается «поползать» вместе с чадом, гулить с ним и так далее. Занятия содержат не только задачки и игры, но и в немалой степени дыхательную гимнастику и физические упражнения.
Индикаторы аутизма детей
Не дай, конечно, Бог, но родителям всегда есть смысл насторожиться, если ребенок после полутора лет молчит, а врачи не находят у него ни одной явной анатомо-физиологической причины задержки речи. Как и любое сложное явление, детский аутизм идет как комплекс симптомов. Поэтому следует насторожиться, если ребенок набрал несколько «да» в следующей зловещей семерке признаков:
1. Ребенок не реагирует на собственное имя, не поворачивает головы в сторону зовущего, не ищет того, кто его позвал.
2. Малыш ведет себя словно глухой.
3. Он не улыбается другим людям.
4. Ребенок после 1 года жизни не использует указательный жест.
5. Он не лепечет к 1 году и произносит слова к 1,5 годам.
6. Малыш говорит, но при этом не общается: он что-то произносит «для себя», но при этом не может попросить.
7. Наблюдается потеря социальных или коммуникативных навыков, когда в процессе роста у ребенка было, но затем пропало, например, умение показывать пальцем, подражать и т.д.
И все-таки воспитание…
Однако самыми распространенными причинами детского молчания являются все-таки социальные причины. К ним относят:
- заброшенность ребенка и недостаток внимания;
- реактивность, агрессия и авторитаризм со стороны матери;
- гиперопека со стороны матери.
Заброшенные дети в группах социального риска или в домах малютки почти одинаково слабо социализируются и начинают говорить позднее сверстников, хотя могут быть абсолютно здоровыми.
Агрессивная и авторитарная мать «бежит впереди ребенка» и не дает реализоваться его собственным процессам развития личности, в том числе и речевому развитию. Она может «направлять» ребенка так быстро, что он не успевает подумать и высказаться, или, как вариант, все время молчит с ним.
Дети же гиперопекающих матерей просто не имеют мотивов разговаривать: взрослые вокруг предугадывают все их возможные желания. Зачем ему разговаривать, если у него все есть?
Да, с малышами в любом случае нужно КОНТАКТИРОВАТЬ. Нужно давать им возможность «созреть» для просьбы, высказать ее (попросить), дождаться реакции взрослого и ощутить радость от собственной победы (я уникален и значителен, мне можно!). Помогите ребенку заявить о себе во весь голос!
|
|
|
|
|